rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Каср ибн Вардан

Монументальный комплекс византийских военно-административных построек в Сирии, в 62 км к северо-востоку от г. Хама, над западным склоном террасированного холма. Неизвестно византийское название комплекса Каср-ибн-Вардан («замок Вардана», по имени местного арабского вождя Нового времени), но, скорее всего, он был резиденцией какого-то военного командира провинции Сирия II по имени Георгий, как можно судить по монограммам на капителях храма. Согласно надписям, комплекс был построен в конце правления императора Юстиниана I и при Юстине II: казармы в 561 г., а дворец — в 564–572 гг. Каср-ибн-Вардан был частью линии крепостей (Халабийе, Ресафа, Мескена), построенной после рейда персидского царя Хосрова II на Антиохию в 540 г. и отчасти в связи с миром 562 г. Военный городок был заброшен, видимо, в исламское время и сильно разрушился: казармы — почти полностью, дворец и храм — наполовину. Каср-ибн-Вардан был открыт в 1899 г. М. фон Оппенгеймом. Комплекс реставрирован Управлением древностей (руководитель работ — К. Шехаде).

Дворец

Церковь

"Казарма"

Общий вид территории комплекса с юга. Интерактивными иконками отмечены дворец, храм и казарма

Храм (13х17 м, высота — ок. 20 м) расположен у юго-западного угла дворца. Он представляет собой предельно сокращенную версию «купольной базилики» с расположенным посередине наоса куполом с восьмигранным снаружи барабаном с 8 окнами (сохранились фрагменты двух граней). Через подпружные арки (целиком сохранилась лишь северная) с усеченными парусами (только под угловыми гранями барабана) он опирался не на свободно стоящие столпы, а на торцы коротких продольных стен, представляющих собой, по сути, сильно развитые лопатки (как в храме св. Николая в комплексе Экатонтопилиани на о. Парос). Боковые нефы двухъярусные и в обоих ярусах отделены от центрального тройными арками на колоннах, во втором ярусе — с плитами парапета между ними; такая же аркада была во втором ярусе и с запада. С востока боковые нефы завершаются квадратными в плане служебными помещениями — двухъярусными пастофориями, с которыми соединены проходами: широкими внизу и узкими наверху. Восточная часть центрального нефа, вима, соединена с боковыми нефами небольшими проходами и приподнята на три ступени. Апсида приподнята еще на две ступени и вписана снаружи, как и пастофории, в прямоугольник внешнего абриса здания. Все три нефа соединяются с нартексом внизу дверями, а на хорах боковые нефы слиты с хорами над нартексом в П-образный обход. На хоры ведет винтовая лестница в квадратной башне у западного края северного фасада, с дверями в нартекс и на запад.

Боковые нефы были перекрыты в первом ярусе в продольном направлении полуциркульными сводами с распалубками, а во втором — крестовыми сводами с полуциркульными арками между ними (целиком сохранился только нижний свод северного нефа). Нартекс был перекрыт в поперечном направлении полуциркульными сводами в обоих ярусах. Карниз шел в основании хор по северной, западной и южной стенам центрального нефа. В храм ведут три входа, по центру северного, западного и южного фасадов. Храм освещался четырьмя рядами окон: в первой ярусе квадратными (по 4 на боковых фасадах и по 2 на восточном и западном), кроме трех арочным окон в апсиде; во втором ярусе — арочными (по 4 со всех сторон, кроме восточной, где их 5: тройное в апсиде и 2 в пастофориях); арочными окнами под подпружными арками; 8 окнами в барабане; еще 2 маленьких окна есть с востока и запада в лестничной башне. Вдоль южного фасада шла, вероятно, разрушенная галерея.

Капители с изображением завивающихся листьев аканфа (аналоги им есть в соседних Кафр Руме и Идлибе) выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка.

Одна часть исследователей считала, что комплекс создали константинопольские архитекторы, а другая — что сирийские мастера. В. Ф. Дайхманн доказал, что кирпичи были произведены на месте византийской армией, а К. Штрубе показала, что смешанная кладка находит аналогии в расположенном неподалеку храме 526 г. в Фалюле, капители же храма представляют собой сирийское подражание столичным образцам. Таким образом, храм, как и весь комплекс был выполнен ок. 561–572 гг. византийским армейским архитектором, знакомым с константинопольским и малоазийским зодчеством, при помощи местных мастеров. Храм Каср-ибн-Вардана воспроизводит недавно появившийся (и чуждый Сирии) тип «купольной базилики» с куполом по центру, причем в его «компактном» варианте.

Дворец квадратной формы (50х50 м) и центральным двором расположен в северной части комплекса. В северном крыле находились главные ворота и конюшни, в западном — предположительно, жилые помещения и службы, в восточном — баня, а в двухэтажном южном — парадный зал с апсидами, к которому примыкают два зала с одной апсидой и четырьмя боковыми помещениями; за ними еще по одному овальному залу с боковым помещением. Вариации зала с апсидами характерны для римской парадной архитектуры: он находит себе параллели в дворцах Босры и повлиял на планировку омейадских дворцов. Дворец, так же, как и храм, сложен из чередующихся поясов известняковых блоков и светлого кирпича.

Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Это такого же размера квадрат с внутренним двором. Разница заключается в худшей кладке, более узких крыльях и наличии прямоугольного здания в центре двора.

Фотофиксация

Общий вид всего комплекса с юга

Общий вид всего комплекса с юга

Общий вид храма с ЮВ

Общий вид храма с ЮВ

Арки северной галереи

Арки северной галереи

Своды северного нефа

Своды северного нефа

Капитель

Капитель

Общий вид Храма и дворца с ЮВ

Общий вид Храма и дворца с ЮВ

Юго-западный угол храма

Юго-западный угол храма

Южный фасад храма

Южный фасад храма

Обмеры памятников

Чертежи и ортофотопланы церквей

Каср ибн Вардан

3D модель всего комплекса

Каср ибн Вардан

3D модель храма

Каср ибн Вардан

3D модель дворца

Каср ибн Вардан

3D модель казармы

Библиография

Butler H. C. Northern Syria (Syria: Publ. of the Princeton Univ. Archaeol. Expedition to Syria in 1904-1905; 2.D). Leiden, 1907. P. 29–34.

Poidebard A. La trace de Rome dans le désert de Syrie. Le limes de Trajan à la conquête arabe. Recherches aériennes (1925-1932) (Bibliothèque archéologique et historique; 18). Paris, 1934.

Kautzsch R. Die Gothardkapelle am Dom zu Mainz und Kasr ibn Wardan // Festschrift für Ernst Neeb. Mainz, 1936. S. 41–46.

Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. Paris, 1947. P. 146.

Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. Vol. 1. Paris, 1953. P. 99.

Witt R. E. The Palace of Qasr Ibn Wardan, Syria. Columbia, 1972.

Mango C. A. Byzantine Architecture. L., 1978. P. 146–158.

Deichmann F. W. Westliche Bautechnik im römischen und rhomäischen Osten // Römische Mitteilungen. 1979. Bd. 86. S. 482–512.

Krautheimer R. Early Christian and Byzantinу Architecture. Harmodsworth, 1979. P. 179–180, 186.

Stanzl G. Längsbau und Zentralbau als Grundthemen der frühchristlichen Architektur. W., 1979. P. 100–101.

Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. М., 1983. С. 97.

Strube C. Die Kapitelle von Qasr ibn Wardan: Antiochia und Konstantinopel im 6. Jh. // Jahrbuch für Antike und Christentum. 1983. Bd. 26. S. 58–106.

De’ Maffei F. Fortificazioni sul limes orientale: monumenti e fonti // 17th International Byzantine Congress. Major Papers. Washington, 1986. New Rochelle; New York, 1986. P. 237–279.

De’ Maffei F. Zenobia e Annoukas: fortificazioni di Giustiniano sul Medio Eufrate. Fase degli interventi e data // Costantinopoli e l’arte delle province orientali / A cura di F. de’ Maffei, C. Barsanti, A. Guiglia Guidobaldi (Milion; 2). Roma, 1990. P. 135–229.

Burns R. Monuments of Syria. L., 1992. P. 197–198.

De’ Maffei F. Il Palazzo di Qasr ibn Wardan dopo gli scavi e i restauri, con una breve nota introduttiva sui palazzi bizantini // Arte profana e arte sacra a Bisanzio. Atti del Convegno internazionale di studi, Roma 1990 (Milion; 3). Roma, 1995. P. 105–187.

Peña I. The Christian Art of Byzantine Syria. S. l., 1997. P. 11.

De’ Maffei F. Qasr Ibn Wardan // Enciclopedia dell’arte medievale Pt. 9 http://www.treccani.it/enciclopedia/qasr-ibn-wardan_%28Enciclopedia-dell%27-Arte-Medievale%29/

Butcher K. Roman Syria and the Near East. London, 2003. P. 156.

Perich Roca A. El palacio de Qasr ibn Wardan (Siria) y la evolución de la tipología palacial bizantina (siglos VI-XV) // Revista d’arqueologia de Ponent. 2013. Vol. 23. P. 45–74.

Arce I. Severan Castra, Tetrarchic Quadriburgia, Justinian Coenobia, and Ghassanid Diyarat: Patterns of transformation of limes Arabicus forts during late antiquity // Roman Military Architecture on the Frontiers Armies and Their Architecture in Late Antiquity / Ed. by R. Collins, M. Symonds and M. Weber. Oxford, 2015. P. 117–118.

Ball W. Rome in the East. The Transformation of an Empire. London, 2016. P. 279–281.

Greenhalgh M. Syria’s Monuments: Their Survival and Destruction (Heritage and Identity; 5). Leiden, 2018. P. 258–259.

Ousterhout R. Eastern Medieval Architecture. The Building Traditions of Byzantium and Neighboring Lands. Oxford, 2019. P. 227–228.