rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Ранневизантийские церкви Сирии

На фото: фрески X в. в монастыре Мар Муса

О проекте

Проект ИИМК РАН по трехмерной документации ранневизантийских церквей на территории Сирийской Арабской Республики был запущен в начале 2021 года на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований и Императорского палестинского православного общества. Основная цель проекта — документация важнейших для истории архитектуры византийских памятников этой части Ближнего Востока. Проект напрямую наследует ученой традиции архитектурной фиксации 18го и 19го веков. Именно тогда основы наших знаний о регионе были заложены путешественниками, посещавшими эти земли. Во многом, фундаментальные публикации Вогюэ и Батлера до сих пор остаются настольными справочниками исследователя Ближневосточной архитектуры. Архитектурная фиксация ключевых для истории раннего христианства памятников, проведенная на современном методическом уровне, позволила зафиксировать современное состояние этих важнейших объектов, создать базу данных актуальных знаний об их истории, стала новым исследовательским инструментом для ученых и реставраторов.

Общая информация

В ходе реализации проекта на конец зимы 2024 года проведена документация 19 ранневизантийских церквей (V-VI вв.) и их ближайшего архитектурного контекста в 9 исторических центрах Сирии от Алеппо на севере до Южного Хаурана на юге и от долины Оронта на западе до Сирийской пустыни на востоке.

Методом фотограмметрии созданы трехмерные модели церквей, сопутствующих сооружений и территории вокруг них. Проведена научная фотофиксация объектов, вычерчены обмерные чертежи планов, фасадов и разрезов, написаны историографические обзоры, собрана библиография и созданы современные научные описания памятников.

Угрозы, которым подвергалась древняя архитектура Сирии, до сих пор актуальны, а доступность памятников исследователям все еще чрезвычайно ограничена. Проведенная в рамках проекта работа видится нам хорошей стартовой площадкой для создания репозитория трехмерных моделей памятников архитектуры и археологии недоступных исследователям и находящихся под угрозой уничтожения.

Памятники

О методике работ

В качестве базового метода документации памятников и их окружения нами был избран метод цифровой фотограмметрии (SfM, Structure from Motion), широко применяемый в археологии и в области охраны культурного наследия в последние десятилетия. Столь сложные объекты требуют структурного подхода в организации съёмки. В работе мы использовали три уровня фиксации: 1) общая съёмка всей территории, непосредственно примыкающей к обследуемому объекту, позволяющая визуализировать и проанализировать географический и топографический контекст памятника; 2) непосредственно съёмка архитектурного объекта, позволяющая зафиксировать особенности кладок, перестроек и нарушений целостности объекта; 3) съёмка архитектурных деталей, позволяющая подробно зафиксировать элементы орнамента, структурные элементы и повреждения, возникшие при разрушении (падении) деталей

Перед началом съёмки на каждом памятнике создавалась сеть реперов, полученных методами дифференциальных GNSS-наблюдений, от которых далее развивалась съёмочная сеть с помощью тахеометра Leica TS07 5”. Получаемые географические координаты пересчитывались в метрическую систему — WGS 84 UTM 37N (в одном случае, на границе Сирии и Ливана, памятник — базилика в Буркуше — находился в зоне UTM 36N) . Использование мировой системы координат, независимой от национальных геодезических стандартов, кажется нам очень важным при работе на памятниках, исследуемых международными командами ученых, и поможет сохранить преемственность между данными в будущем.

При общей съёмке мы использовали БПЛА промышленного уровня, позволяющие охватить широкие площади без потери детализации: Геоскан Gemini с камерой Sony UMC-R10C и DJI Matrice 300 с камерами DJI Zenmuse H20T или DJI Zenmuse L1. Геодезическая привязка осуществлялась методами RTK, путем получения поправок от базовой станции, установленной на заранее подготовленной известной точке. Для контроля точности геопозиционирования и качества итоговых данных использовалась сеть расставленных на земле контрольных точек. На этом уровне съёмка проводилась с целью охватить максимально широкий контекст, целью съёмки было получение общей опорной модели и ортофотоплана, которое возможно было бы использовать для более полного понимания положения изучаемого памятника в пространстве. Для съёмки первого уровня не использовались наземные фотоснимки, а реконструкция вертикальных элементов архитектуры выполнялась только на основании аэрофотоснимков, сделанных под углом в 45 градусов, получаемое таким образом качество модели было принято нами как достаточное для обзорных данных.

В съёмке второго уровня — то есть непосредственно архитектурного памятника — применялась комбинация из аэрофотосъёмки с БПЛА любительского уровня DJI Mavic 2 Pro (в некоторых случаях DJI Mavic 3) и наземной съёмки на полноматричный фотоаппарат Canon 5D Mark III c объективами EF 17-40, EF 16-35 и EF 24 L2. Геопривязка осуществлялась через координированные контрольные точки, расположенные по периметру снимаемых объектов и по их площади.

При съёмке третьего уровня — архитектурных деталей, фиксируемых на памятниках в лапидариях, либо in situ, в составе кладок — применялся тот же фотоаппарат Canon 5D Mark III с объективами EF 24 L2 либо EF 50 1:1/4, либо в некоторых случаях (в условиях недостаточной освещенности и невозможности использовать кольцевой импульсный осветитель), сканирование структурированной подсветкой при помощь сканера Artec Eva 3D. Масштабирование снимаемых деталей осуществлялось с помощью карманного масштаба с цветовой палитрой и архитектурной складной линейки.

руководитель и Исполнители гранта:

Соловьева Наталья Федоровна, к.и.н., заместитель директора ИИМК РАН, директор ЦСА ИИМК РАН (руководитель)

Блохин Егор Константинович, ИИМК РАН

Виноградов Андрей Юрьевич, д.и.н., Высшая школа экономики

Елшин Денис Дмитриевич, к.и.н., Государственный Эрмитаж

Казаков Эдуард Эдуардович, независимый исследователь

Радченко Евгений Сергеевич, группа компаний Геоскан

 

Фотографии: Е. Блохин, Ю. Румянцев, А. Городилов, А. Виноградов

Фотограмметрическая съёмка: Е. Блохин, Ю. Румянцев

Геодезия: М. Городилов

Постобработка: Ю. Румянцев, Е. Блохин, Н. Силаева, группа компаний «Геоскан»

Разработка: Э.Э. Казаков

Чертежи: М. Тушкина и команда отдела Архитектурной реставрации ЦСА ИИМК РАН

Тексты: А. Виноградов, Д. Ёлшин, Е. Блохин

 

Кабинетная часть проекта выполнен на средства совместного гранта РФФИ и ИППО 21-09-41014
Методические работы выполнены на средства Госзадания «Совершенствование методики проведения охранно-спасательных археологических мероприятий и внедрение цифровых технологий в археологию FMZF-2022-0016«
Полевая часть проекта выполнена при логистической поддержке Министерства обороны РФ