rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Пальмира

Согласно письменным источникам, христианство в Пальмире появляется еще в начале IV в. (местный епископ Марин участвовал в I Вселенском соборе в Никее 325 г.). Однако церковное строительство в ней фиксируется только с V в., когда в рядом друг с другом, вдоль одной узкой улицы, возникают храмы II–IV (к этому же времени относитяс и превые точно датированные христианские надписи Пальмиры). Оно продолжилось в VI в., когда город был восстановлен императором Юстинианом I и обнесен стеной. Иоанн Малала (Хронография 18, 152) сообщает, что император дал комиту Востока Патрикию значительные суммы для восстановления церквей города — с этим проектом можно связать реконструкцию храма III.

Христианский квартал

Храм Бела

Церковь у тетрапилона

Церковь у терм

Ортофотоплан центральной части Пальмиры. Интерактивными иконками отмечены местоположения известных христианских церквей

Церкви Пальмиры можно разделить на две группы: новые постройки и церкви, встроенные в старые здания и античные храмы. К первой группе относятся храмы II–IV, а ко второй — храм I и, возможно, церкви в храме Бела и в храме Баалшамина. Две последние, впрочем, если и существовали, то лишь незначительно изменили устройство античных храмов. Ко второй группе относятся также никогда не раскапывавшиеся укороченные (с 2 парами колонн) базилики без пастофориев, расположенные у Большой колоннады: одна в 15 метрах к северу от терм Диоклетиана, вторая — у нимфея близ тетрапилона (с пятигранной снаружи апсидой), третья — у погребального храма 173d.

Все 4 крупных храма были раскопаны польскими археологами в 1980–2000-х гг. и после этого частично реставрированы. Это базилики разного типа: на колоннах (храмы II и IV), столпах (храм III) или без опор. Все их объединяют такие черты, как выраженная снаружи апсида (полукруглая или пятигранная) и проходы из чуть удлиненной апсиды в пастофории. Все эти базилики индивидуальны, и число различий между ними больше числа сходств: атриум может располагаться как с запада, так и с юга или даже заменяться на портик; пастофории могут иметь разную форму; алтарная преграда может идти по линии заплечиков апсиды или выдвигаться в наос; клирики сидели на синтроне или на беме. Все это указывает на возведение крупных базилик Пальмиры разными мастерами и разными заказчиками, несмотря на это, они все или почти все связаны с комплексом епископии.

Храм Ι («Базилика в базилике»)

Расположен рядом с Большой колоннадой, с которой его соединяет южный вход. Римская гражданская базилика IIв. н.э., перестроенная в IV в., размерами 21,57х12, 77 м), была превращена в христианскую церковь, без внутренних опор, но с добавлением апсиды и сохранением прежней ориентации застройки (апсида смотрит на юго-восток). Старые каменные стены высотой до 4 м (сохранились на высоту до 3 м) были надстроены из кирпича-сырца (не сохранился). Апсида снаружи пятигранная, возможно, по константинопольской «моде», построена в технике панцирно-бутовой кладки.

В церковь вели две двери, северная и южная, перед которой был устроен небольшой атриум, от которого сохранились основания северной колоннады. По всему внутреннему периметру здания идет каменная скамья, кроме пространства алтаря (высотой 0,45 м), занимающего собой апсиду и прямоугольный выступ в наос, куда ведет одна ступенька. В стене апсиды, близ заплечиков, расположены узкие, позднее заложенные двери, которые вели в прямоугольные пастофории (как и в других базиликах Пальмиры). Пол вымощен плитами.

Превращение здания в христианскую церковь датируется временем не позднее середины VI в. Она была заброшена в VII в., а ее стены частично разрушились в IX в. Архитектура необычного, вытянутого в ширину храма без опор находит ближайшие параллели в Апамене и Тур-Абдине. Парадный южный вход с атриумом также отражает северосирийскую традицию.

Храм ΙΙ

Расположен в двух кварталах от Базилики I, в 75 м к северо-востоку от нее. Встроен в римское здание неизвестного назначения, размерами 23х17,3 м. Это трехнефная базилика длиною 24 м, разделенная рядами из 4 вторично использованных каменных колонн, завершавшихся на высоте 5,1 м от пола каменными аркадами (не сохранились). Кладка каменная, без соблюдения рядов. Пол вымощен каменными плитами, в апсиде чуть приподнят. Алтарная преграда шла, вероятно, по линии между заплечиками подковообразной в плане апсиды (снаружи полукруглая). Из литургических устройств сохранилось основание престола, двухступенчатый синтрон и горнее место. Несмотря на то, что западный фасад базилики выходит на «Церковную улицу», западной двери в ней нет.

К югу от базилики, как и у храма I, со стороны Большой колоннады, расположен колонный атриум (двор G 2) размерами 9,4х7,8 м, к которому примыкают другие служебные помещения и который соединялся с наосом посредством двух дверей. В восточной стене северного нефа расположена дверь, ведущая в баптистерий, который состоит из трех распложенных по одной оси помещений: западного вестибюля (атриума?) с 4 колоннами, среднего зала с дополнительной дверью в южной стене и восточной крещальни с каменной купелью в кирпичном полу. К северу от храма, между ним и храмом ΙΙΙ, находилось кладбище и шесть цистерн для воды размерами ок. 2х4 м, современных храму.

Церковь датируется VI в. и была заброшена в VIII–IX вв. В настоящее время стены храма сохранились на 1–2 ряда кладки. Судя по наличию баптистерия, это был городской собор. Парадный южный вход с атриумом отражает северосирийскую традицию. Необычный баптистерий, состоящий из трех расположенных на одной оси помещений, находит ближайшие параллели в Палестине (Сусита и Эммаус).

Храм ΙΙΙ

Расположен в том же квартале, что и храм ΙΙ, в 50 м к северу, за кладбищем и цистернами. От «Церковной улицы» его отделяет перистильный атриум длиной 18 м (интерколумнии были позднее заложены). Три двери в его восточной стене (боковые были позднее заложены) ведут в трехнефную базилику размерами 21х23 м (еще два входа расположены с севера и юга). Нефы разделены 4 парами столпов (2 пары прислонены к восточной и западной стенам наоса, соответственно) размерами 1х0,75 м, которые поддерживали 3 пары арок шириной 6,4 м.

Весь храм построен из камня, пол вымощен светлыми каменными плитами, уложенными на слой золы, перекрывающий ранний пол, тоже из плит. Апсида снаружи полукруглая и подпирается небольшими контрфорсами. Внутри ее заплечики украшены полукруглыми тягами, обращенными к центральной оси храма. К ним примыкают плиты невысокой алтарной преграды. В апсиде сохранились основания синтрона, а центральном нефе — основания амвона и приподнятой поперечной солеи с 6 колоннами из черного гранита.

По бокам от апсиды были два прямоугольных пастофория, куда вели двери как из апсиды, так и из восточных торцов боковых нефов (в северном также оформлена полуколонками). Северный пастофорий, разделенный внутри парой пилястров, с прямоугольной нишей в восточной стене, интерпретируется как мартирий с мощами. В южном пастофории пол был снят, и устроены колодец и водопровод. С севера к западной части наоса и к восточной части атриума примыкает узкий зальный придел (4,3х13,7 м) с апсидой, полукруглой изнутри и не выраженной снаружи. К северу от храма, возможно, находилось здание епископии.

Раскопки показали, что храм был построен в начале VI в. и переделан при Юстиниане I. Окончательно заброшен он оказался в IX в.: здание превратилось в каменоломню, а в центральном нефе были устроены печи и 2 помещения в его западных углах. Базилика на столпах типична для сирийского региона

Храм IV

Расположен еще дальше от храма ΙΙ, примерно в 100 м от него. Это самая большая (47,5х27,5) и лучше всего сохранившаяся церковь Пальмиры, благодаря чему была впервые описана и зачерчена еще в 1926 и 1932 гг., но оставалась не раскопанной до 2007 г.

Это также трехнефная базилика, разделенная тремя парами колонн высотой 8,5 м, которые, которые вместе с парами пилястров на восточной и западной стенах, поддерживали, через коринфские капители, пять пар широких арок, служивших основанием для кровли с черепицей. Широкая (12,3 м) апсида, полукруглая внутри и пятигранная снаружи (как в храме I), фланкирована двумя выдающимися к востоку помещениями, куда ведут двери как из апсиды, так и из боковых нефов. Южное — узкий зальный придел с апсидой, а северное — прямоугольный мартирий, где хранился реликварий.

Алтарная преграда представляла собой каменную стенку с проходом по центру. В центральном нефе располагалась невысокая бема (ок. 7,2х6,3) с сидениями для клира в западной части, приподнятой на две ступени. Она соединялась с алтарем узкой солеей. Три двери в западной стене (дверь в центральном нефе шире дверей в боковых) ведут в глубокий (5,7 м) восьмиколонный портик. Все колонны (включая витые колонки алтарной преграды) и капители храма — сполии.

На основании археологических находок и письменных источников, предполагается, что храм был построен в VI в. В мусульманский период он был превращен в здание неизвестного назначения. Стены сохранились на высоту до 2 м. По своим размерам базилика сопоставима с крупнейшими храмами Сирии: в Ресафе и Карратине. С Северной Срией ее особенно связывает типичная только для этого региона бема, однако она низкая и прямоугольная, как в Цитадельной церкви Дибси Фараджа.

Фотофиксация

Базилика I: общий вид сверху

Базилика I: общий вид сверху

Базилика IV: общий вид с З

Базилика IV: общий вид с З

Базилика IV: проход из апсиды в северный пастофорий

Базилика IV: проход из апсиды в северный пастофорий

Базилика IV: алтарная преграда и апсида

Базилика IV: алтарная преграда и апсида

Базилика IV: общий вид с З

Базилика IV: общий вид с З

Базилика IV: общий вид сверху

Базилика IV: общий вид сверху

Базилика III: проход в северный пастофорий

Базилика III: проход в северный пастофорий

Базилика III: алтарная преграда, вид с В

Базилика III: алтарная преграда, вид с В

Обмеры памятников

Чертежи и ортофотопланы церквей

Пальмира

3D модель Базилики I

Пальмира

3D модель Базилики II

Пальмира

3D модель Базилики III

Пальмира

3D модель Базилики IV

Пальмира

3D модель христианского квартала

Библиография

Gabriel A. Recherches archéologiques à Palmyre // Syria. 1926. T.  7. P. 71–92. Pl. XVI; Wiegand T. Palmyra. Ergebnisse der Expeditionen von 1902 und 1917. Berlin, 1932. Taf. 18;

Gawlikowski Μ. Εine neuentdeckte frühchristliche kirche in Palmyra // Syrien. Von den Aposteln zu den Kalifen (Linzer archäologische Forschungen; 21). Mainz 1993. S. 150–157;

Idem. Le groupe épiscopal de Palmyre // Rome et ses provinces. Genèse et diffusion d’une image du pouvoir. Hommages à Jean-Charles Balty. Bruxelles, 2001. P. 119–127;

Majcherek G. More churches from Palmyra – an inkling of the Late Antique city // Aux pays d’Allat. Mélanges offerts à Michal Gawlikowski. Warsaw, 2005. P. 141–150;

Idem. Excavating the basilicas // Studia Palmireńskie. 2013. Vol. 12. P. 251–268;

Jastrzębowska E. La christianisation de Palmyre: l’exemple du temple de Bel // Studia Palmireńskie. 2013. Vol. 12. P. 177–192 ;

Intagliata E. Palmyra after Zenobia AD 273-750: An Archaeological and Historical Reappraisal. Oxford, 2018. P. 49–64.