rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Медресе Халавие

Медресе Халавия — комплекс разновременных построек в сердце старого Алеппо, к западу от Большой мечети, которая находится на месте ранневизантийского собора стоявшего на месте римского Капитолия и агоры. Медресе Халавия либо была этим собором, либо, что вероятнее, представляла собой церковь св. Елены в составе его комплекса. В 1124–1150 г. она была перестроена в мечеть (первоначально Масджид аль-Сарраджин) и духовное училище (медресе), вероятно, после землетрясения, а также пожара 1260 г., а все интерьеры, кроме колонн и резных деталей, покрыты штукатуркой. Незадолго до 2011 г. в здании была проведена реставрация со снятием всей штукатурки в интерьере.

Вид двора комплекса

В ходе гражданской войны попаданием снаряда была частично разрушена западная конха византийской церкви, и частично лишились кровли более поздние помещения второго яруса, разграбленные мародерами. Исчезло все убранство мечети, включая уникальный резной деревянный михраб середины XII в. После разрушений в медресе начались грабительские раскопки, оставившие после себя две глубокие ямы (глубиной более 2 м). Здание частично засыпано мусором. Реставрационные работы не ведутся — лишь для укрепления западной подпружной арки поставлены металлические подпорки.

Византийская постройка представляла собой центрическое купольное здание, выполненное целиком из известняка. Купол опирался на четыре Г-образных столпа (как в тетраконхе Селевкии Пиерии) с резными карнизами. У торцов этих столпов стоят каменные колонны (с востока не сохранились): западные представляют собой концы шестиколонной экседры, с равными расстояниями между колонн. Реконструкция остальных частей здания вызывала оживленные научные дискуссии. С. Гуйер предполагал, что сохранившаяся византийская структура была западной частью трехкупольной базилики с экседрой с запада. Позднее М. Экошар подверг критике эту гипотезу и реконструировал византийские структуры медресе Халавия как остатки купольного тетраконха, что было принято в науке. Однако открытые реставрацией, разрушениями и грабительскими раскопками кладки показывают, что внешний абрис здания не соответствовал современному, представляющему собой мусульманскую постройку, но был более сложным.

Снятие поздней штукатурки позволило выделить кладки, аналогичные кладке ранневизантийских столпов (из хорошо отесанных крупных квадров): к ним относятся кусок стены к северу от северо-восточного столпа и соединяющая их арка. Грабительские раскопки, произведенные после частичного разрушения медресе Халавия в ходе гражданской войны, обнажили цоколь северо-восточного столпа и основание колонны к югу от юго-западного столпа. Переход от центральных столпов к внешнему абрису стен осуществлялся по-разному: на севере (с востока) через арку, опирающуюся на поперечную стену, а на юге (с запада) через колонну. Однако точная его форма не реконструируется: он мог иметь и форму четырехлистника (как в большинстве колонных тетраконхов), так и более сложный облик (как в Свв. Сергии, Вакхе и Леонтии в Босре, где это ротонда, вписанная в прямоугольник и прорезанная апсидами, или в тетраконхе Ресафы, где западная и восточная часть удлинены, хотя в медресе Халавия это маловероятно). Нельзя исключать здесь и наличия второго яруса, хотя в сирийских колонных тетраконхах он неизвестен. Колонные тетраконхи к западу от основной базилики известны в крупных ранневизантийских церковных комплексах (например, на юстиниановской стадии храма Абу-Мина в Египте): они могли выполнять разные функции, в т.ч. баптистерия (ср. упоминания Ибн-Шаддада об бассейне в Медресе Халавия).

Столпы украшены резными карнизами с листьями аканфа (со стесанными медальонами), а колонны на высоких постаментах — резными коринфскими капителями, причем по центру экседры две капители сделаны в виде завитых ветром листьев аканфа в два ряда, с разным направлением. Во внутренних углах столпов, над карнизом, вставлены небольшие сложно профилированные консоли. На торце стены к северу от северо-восточного столпа помещена необычная капитель в виде чаши. Кроме того, далее к северу, в западный фасад внутреннего двора медресе встроены поддерживающие исламскую арку две византийские колонны с родными пьедесталами и капителями. Еще две византийские колонки с капителью вставлены в помещения второго яруса в северной и восточной части комплекса медресе. У западного портала медресе вторично использована кубическая купель с плоской резьбой (изображения крестов и орнамента) на одной стороне. Грабительские раскопки у северо-восточного столпа показали, что первоначальный уровень пола был значительно ниже и что колонны стоят на типичных для Сирии пьедесталах (как и вторично использованные колонны во дворе). По типу резьбы К. Штрубе датирует византийскую постройку концом V — началом VI в., т.е. временем строительства основных колонных тетраконхов Сирии.

Остальные части комплекса относятся к исламскому периоду, включая все перекрытия здания. Конха западной экседры сложена из мелкоформатного плоского кирпича, ее основание деревянное, внешние стены не соответствуют контуру экседры, в подпружных арках использована кладка «аблак» (с Ϟ-образными боковыми краями), продолжение у консолей на столпах отсутствует, в кладке арки вторично использована ранневизантийская деталь — все это указывает на капительную перестройку здания в XII в. Полная перестройка верхней части экседры позволяет отнести отмеченный К. Штрубе поворот некоторых капителей и карнизов не к ранневизантийской, а к исламской перестройке. Двор и остальные помещения комплекса (тоже частично поврежденные войной) — также типичный памятник айюбидской архитектуры.

Фотофиксация

No Images Found!

Архитектурные обмеры

Чертежи и ортофотопланы церквей

Медресе Халавия

3D модель комплекса

Медресе Халавия

3D модель интерьеров

Библиография

Strzygowski J., Van Berchem M. Amida. Heidelberg, 1910. S. 199–201. Abb. 116–118.

Guyer S. La Madrassa al-Halawiyya à Alep // Bulletin de l’lnstitut français d’archéologie orientale. 1914. T. 11. P. 217–231.

Sauvaget J. Alep. Essai sur le développement d’une grande ville syrienne, des origines au milieu du XIXe siècle. Paris, 1941. P. 59–61. Pl. IX.1.

Herzfeld E. Matériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum. II: Syrie du nord, Inscriptions et monuments d’Alep. T. 1 (Mémoires l’lnstitut français d’archéologie orientale; 76). Cairo, 1954. 205–229; Pl. LII, LXXXII-LXXXV.

Ecochard M. Note sur un édifice chrétien d’Alep // Syria. 1950. T. 27. P. 270–283.

Kleinbauer E. The Origin and Functions of the Aisled Tetraconch Churches in Syria and Northern Mesopotamia // Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 101–103. Pl. 8, 10.

Gaube H. Aleppo zwischen Alexander dem Großen und der Arabischen Eroberung // Damaskus-Aleppo: 5000 Jahre Stadtentwicklung in Syrien / Hrsg. von M. Fansa. Mainz, 2000. S. 101–107.

Strube C. Baudekoration im Nordsyrischen Kalksteinmassiv. Bd. II: Das 6. und frühe 7. Jahrhundert (Damaszener Forschungen; 11). Mainz, 2002. P. 5–20.

Todt. K.-P., Vest B. A. Syria (Syria Prote, Syria Deutera, Syria Euphratesia) (Tabula Imperii Byzantini; 15). Wien, 2014. S. 746.

Burns R. Aleppo. A history. New York, 2017. P. 61–64.