rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Эзра

Эзра (совр. Изра) — древний город (византийское имя — Зора или Зорава) в Юго-западной Сирии, в 80 км на юг от Дамаска. Хананейский город упоминается еще в Библии и в амарнских архивах египетских фараонов. При императоре Септимии Севере (222–235) город, входивший в провинцию Аравия, получил статус митрокомии («центрального поселения»). В исламский и османский период Эзра не имела большого значения. В 1840 году его осаждал и частично разрушил Ибрагим паша, а в 1925–1926 годах здесь искали убежища беженцы во время сирийского восстания против французского мандата. Город населен преимущественно христианами: мелькитами и униатами.

Св. Георгий, интерьер, вид на В

Помимо развалин Большой мечети, построенной с использованием византийских архитектурных деталей, и остатков пяти ранневизантийских домов, в Эзре сохранилось два храма, не пострадавшие в ходе гражданской войны. Храм св. Георгия, старейший из действующих в Сирии, был построен, согласно надписи над западной дверью, в 515 году на месте языческого храма главой города Иоанном, сыном Диомида, которому св. Георгий явился во сне и который перенес сюда частицу его мощей, хранящуюся в храме и поныне. Церковь представляет собой вписанный в квадрат октагон, где внутренний восьмиугольник образован восемью ‹-образными столпами, на которых покоятся подпружные арки и купол, а внешний состоит из стен, прорезанных в четырех углах апсидами с арками и конхами. С востока к этому ядру примыкают вима с трехгранной снаружи апсидой и два прямоугольных двухъярусных пастофория с плоскими перекрытиями и лестницей внутри. Обход за столпами перекрыт плоской каменной кровлей, типичной для Южной Сирии. Из древних литургических устройств храма сохранились двухступенчатый синтрон и основание трапециевидной в плане алтарной преграды, размещенной между западными углами виды и парой восточных столпов: фрагменты самой преграды из белого и проконесского мрамора хранятся в саду церкви. Декор храма сводится снаружи к сложно профилированному карнизу на западном фасаде и аналогичной бровке (и двум крестам) над южной дверью, а внутри — к резным капителям арок западных угловых апсид. Вся верхняя часть церкви, выше столпов, перестроена позднее и ее изначальная форма неизвестна.

Церковь св. Илии, согласно надписи на южном фасаде, была построена диаконом Иоанном, сыном Менея, в 542–543 годах, во время эпидемии бубонной чумы (на стенах храма есть и другие надписи с именами местных жителей). В настоящее время храм имеет форму креста с удлиненным западным рукавом и двумя двухъярусным помещениями по сторонам от него. Однако в месте присоединения восточного рукава храма видны следы перекладки. Верхняя часть здания, выше квадрата над подпружными арками, была разбомблена в 1841 году (это видно на фотографии Н. П. Кондакова 1892 года) и восстановлена заново около 1920 года. Декор храма сводится к резным камням на южном фасаде и капителями и замковым камням с рельефами внутри.

В Эзре существовала также церковь Св. Софии, построенная в 601–602 гг. Иоанном, сыном Гоэны: от нее сохранилась только строительная надпись, вторично использованная в одном из новых домов.

Храмы Эзры имеют важное значение для реконструкции истории центрических здании в Сирии и, шире, в ранней Византии. Они свидетельствуют о победе купольного храма в VI в., который здесь связан с темой мартирия — церкви над мощами святого. Одновременно они указывают на творческий поиск, идущий в византийской архитектуре этого времени: в случае Св. Георгия — на попытки соединения октагона с квадратом (как в соседней Босре), а в случае Св. Илии — на искания в плане крестово-купольного храма, где Сирия играла важнейшую роль.

Фотофиксация

No Images Found!

Обмеры памятников

Чертежи и ортофотопланы церквей

Эзра: Св. Георгий

3D модель храма

Эзра: Св. Илья

3D модель храма

Библиография

Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 78. Табл. VIII.

Butler H. C. Early Churches in Syria, Fourth to Seventh Centuries. Princeton, 1929. P. 259–263.

Karnapp W. Das Kuppelproblem von St. Georg in Ezra (Syrien) // Tortula. Studien zu altchristlichen und byzantinischen Monumenten. Festschrift für Johannes Kollwitz / Hrsg. von W. N. Schumacher. Rom; Freiburg; Wien, 1966. S. 178–186.

Restle M. et al. Azra’a (Zora) (Architekturdenkmäler der spätantiken und frühbyzantinischen Zeit im Hauran; 1 = Veröffentlichungen zur Byzanzforschung; 31). Wien, 2012.