Апамея
Апамея-на Оронте (или Апамея Сирийская, для отличия от других Апамей) называлась изначально Фарнак, а затем Пелла, пока не была переименована царем Слевком I Никатором в честь своей жены (после 324 года до н.э.). Разрушенный Помпеем город был заново основан как римская колония Claudia Apamea. Во II веке в городе начинается активное строительство, и появляются знаменитые колонные улицы. При Каракалле (211–217) город получил второе имя — Антонинополь. Здесь размещались солдаты II Парфянского легиона. В III веке город посещало несколько императоров, здесь процветали школы поэзии и философии. В VI — начале VII века Апамею несколько раз занимали персы, пока в 637 году ее не взяли арабы, после чего город приходит в упадок. В X–XIвеках византийцы несколько раз отвоевывали Апамею, но ненадолго, а затем за нее сражались крестоносцы.
Из источников известны несохранившиеся ранневизантийские церкви св. Антионина, св. Иоанна, Богородицы, а близ города существовал нищеприимный дом св. Романа, возобновленный Юстинианом I. Археологическими раскопками в Апамее были выявлены остатки четырех церквей.
К востоку от предполагаемого дворца наместника провинции Сирия ΙΙ, украшенного мозаиками, находится так называемый Восточный собор, который реконструируется как колонный тетраконх с мощными столпами сложной формы и пристроенным с востока зальным храмиком (как в Селевкии Пиерии и Диярбакыре). Согласно надписи, он был реставрирован архиепископом Павлом в 526–528 годах, а в 533 году к нему был добавлен перистильный (окруженный колоннами) двор. В руинах храма был найден реликварий из розового мрамора с мощами свв. Иуды, Каллиника, Иоанна Воина и 40 мучеников Севастийских.
На перекрестке главных улиц города при Юстиниане I была построена круглая церковь диаметром 25 м. Это была колонная ротонда со сложной конструкцией восточной части здания: к ротонде с востока присоединялся трансепт (в образовавшихся из-за этого «треугольниках» были устроены апсидки) с апсидой за ним и несколькими помещениями вокруг.
В 50 м к югу в начале V века была сооружена «церковь с атриумом» (размерами 38х36 м), снабженная также баптистерием. Из-за того, что она была возведена на месте синагоги, церковь имеет необычную форму квадрата двумя приделами. Пастофории по сторонам от вимы служили мартириями: в них были найдены реликварии с мощами свв. Космы, Дамиана, Феодора и других. В 573 году храм был отремонтирован, а с середины VII века превратился в христианское кладбище.
Церковное зодчество Апамеи показательно как пример приспособления столицы провинции Сирия II, с одной стороны, к архитектурным реалиям римского города, а с другой, к новым модам VI века. Как знак триумфа христианства в начале V века в городе строится «церковь с атриумом», которая, однако, вынуждена адаптироваться к постройкам предшествующей синагоги. В начале VI века в Апамее, как и в других сирийских городах, возникает свой колонный тетраконх. Примерно тогда же город получает и колонную ротонду, похожую на соборы Босры и Скифополя (современный Бет-Шеан в Израиле).
Фотофиксация
No Images Found!
Библиография
Lassus J. Églises d’Apamène // Bulletin d’études orientales. 1972. T. 25. P. 16–18.
Kleinbauer W. E. The Origin and Functions of the Aisled Tetraconch Churches in Syria and Northern Mesopotamia // Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 89–114.
Napoleone-Lemaire J., Balty J. Ch. L’église à atrium de la Grande Colonnade (Fouilles d’Apamée de Syrie; I.1). Bruxelles, 1969.
Balty J. Ch. Le groupe épiscopal d’Apamée, dit “cathédrale de l’est. Premières recherches // Colloque Apamée de Syrie. T. II. Bruxelles, 1972. P. 163–208.
Idem. Guide d’Apamée. Bruxelles, 1981.
Idem. Églises d’Apamée et d’Apamène // Villes et campagnes aux rives de la Méditerranée ancienne. Hommages à Georges Tate (Topoi. Orient-Occident. Suppl.; 12). P., 2013. P. 199–221.