Босра
Античный и византийский город (древнее имя — Бостра) на юге Сирии, столица римской провинции Аравия и центр митрополии. Босра принадлежала Набатейскому царству, пока в 106 г. н.э. не была аннексирована Римом и не стала местом расположения III Киренского легиона. Епископ Тит Бострский (360-е годы) был одним из известнейших церковных писателей своего времени; в VI в. город стал ареной ожесточенного конфликта с монофизитами. В Босре жили и несториане: согласно мусульманской легенде, будущего пророка в юном Мухаммеде увидел монах Бахира, с которым впоследствии была соотнесена «базилика Бахиры».
В набатейский период постройки известны преимущественно в юго-восточной части будущего римского города, который получил регулярную планировку. В его центре, на пересечении колонных улиц находились термы, рынок и другие общественные здания. На юге располагались театр, амфитеатр, стадион и цистерна, на север — лагерь легиона. Во восточной части находятся остатки резиденции наместника провинции, построенной на рубеже II–IIIвеков и перестроенной в середине III века, с двумя парадными залами, завершающимися апсидой: от северного, почти полностью разрушенного, сохранился также вестибюль с богато украшенными апсидами в торцах, а южный дошел целиком и использовался позднее, вероятно, как христианская церковь («базилика Бахиры»).
От византийского периода в Босре сохранилось в настоящее время только две церкви. Базилика № 1, которую видел У. Батлер в начале ХХ в., скрыта новой застройкой между дворцом и цистерной, а попытки отождествить виденную им же базилику № 3 с апсидой на перекрестке главных улиц наталкиваются на несходство размера и формы, так же, как и попытка увидеть церковь в колонном портике напротив, где апсида относится к римской постройке.
Базилика № 2 у Батлера после французских раскопок оказалась боковым рукавом огромного центрического собора, построенного на месте набатейского храма. На первом этапе (в V веке), к которому может относится надпись архиепископа Антипатра (ныне над воротами цитадели), древний храм (от него раскопан юго-западный угол с декорированными нишами) был использован почти без изменений. На втором этапе (на рубеже V–VI веков) пол собора был поднят на 3 м посредством устройства субструкций, конструкция здания несколько упрощена (в частности, юго-западный угол стал прямым вместо скругленного, а юго-восточные помещения отсечены). В южном рукаве устроена укороченная базилика с двумя пастофориями, а в восточном — алтарь с вспомогательными помещениями по бокам. Купол или шатер собора диаметром около 30 м был, очевидно, деревянным и опирался на кольцо вторично использованных колонн. Собор был украшен резными деталями из местного базальта. К юго-западу от собора находится дворцовый комплекс византийского периода — возможно, резиденция митрополита.
В 513 году, согласно исчезнувшей надписи, был построен храм свв. Сергия, Вакха и Леонтия. Культ первых двух святых пришел в Босру из северосирийской Ресафы, возможно, вместе с планом колонного тетраконха. Однако в Босре он был переосмыслен: четырехлепестковая колоннада с Г-образными столпами была вписана в круг, который, в свою очередь, был помещен внутрь квадрата, из-за чего стены храма оказались прорезаны внутри и снаружи многочисленными апсидами и полукруглыми нишами. Сложную форму имеет и восточная часть храма: по сторонам вимы с выраженной снаружи апсидой расположены проходные помещения (закрывавшиеся дверями), к которым примыкают два пастофория с апсидами. Храм был украшен резными деталями из местного базальта. В ходе войны в южную стену церкви попал снаряд. К востоку от храма находятся два сильно перестроенных богатых византийских дома, один из которых, с триконхиальным залом, отождествлялся с епископским дворцом.
В 613 или 614 году город разрушили персы, а в 634 году — захватили арабы. Босра приходит в упадок, хотя и остается важным пунктом на паломническом пути в Мекку: здесь воздвигаются несколько мечетей (Умара, Фатимы, Аль-Хидра), чьи минареты имеют форму крестоносческих колоколен. Театр был превращен в крепость, которую безуспешно осаждали крестоносцы. В османское время Босра совсем захирела и разрушилась, однако с начала ХХ века ее руины стали снова застраиваться. Эти дома были снесены в последней трети ХХ века для археологических раскопок (проводились французской и итальянской миссиями) и устройства музея под открытым небом. В 1980 г. Босра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В ходе гражданской войны большого ущерба памятники Босры не понесли, хотя отдельные снаряды попали в их стены.
Фотофиксация
No Images Found!
Библиография
Crowfoot J. W. The Cathedral at Bosra. A Preliminary Report // Palestine Exploration Quarterly. 1936. Vol. 68.1. P. 7–13.
Farioli Campanati R. et al. Bosra : ricerche Siriane. I–III. 1999–2002. 2003–2004. Ravenna, 1975–2005.
Farioli Campanati R. Die italienischen Ausgrabungen in Bosra (Syrien). Der spätantike Zentralbau der Kirche der Hll. Sergius, Bacchus und Leontius // Boreas. 1986. Bd. 9. S. 173–185.
Dentzer J.-M., Blanc P.-M., Mukdad R., Mukdad A. Nouvelles recherches franco-syriennes dans le quartier est de Bosra Ash-sham // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1993. 137e année. N. 1. P. 117–147.
Masturzo N. Bosra. Architettura siriana pre-giustinianea: la Chiesa dei SS. Sergio, Bacco e Leonzio. Problemi interpretativi e di conservazione Nicolò Masturzo // Corsi di Antichità Ravennati e Bizantine. 1994. Vol. 41. P. 369–386.
Dentzer J.-M. Le développement urbain de Bosra de l’époque nabatéenne à l’époque byzantine: bilan des recherches françaises 1981–2002 // Syria. 2002. Vol. 79. P. 75–154.
Bosra. Aux portes de l’Arabie / Ed. par J. Dentzer-Feydy et al. Beyrouth; Damas, 2007.
Blasi C., Lulli E., Masturzo N. Bosra – Interventions and didactics in St Sergius, Bacchus and Leonthius church’s restoration // Documents d’archéologie Syrienne XI. Résultats du programme de formation à la sauvegarde du patrimoine cultural de Syrie, 2002-2004. Damas, 2007. P. 407–424.
Blanc P.-M., Piraud-Fournet P. La grande église à plan centré du quartier est de Bosra. // Hauran V. La Syrie du Sud du Néolithique à l’Antiquité tardive / Ed. par. M. al-Maqdissi et. al. Beyrouth; Damas, 2010. P. 275–288.