Дейр эс-Салиб
Два, вероятно монастырских, комплекса с храмами неизвестного посвящения поблизости от города Масияф в провинции Хама. Храмы и постройки Дейр эс-Салиба (араб. «Монастырь Креста») были открыты в 1899 г. Г. Ламменсом и исследованы и частично расчищены в 1933 г. экспедицией Ж. Маттерна. Мозаики храма А изучены П. Донсель-Вут. В настоящий момент, по сравнению с 1933 г., постройки почти не разрушились, но повреждены мозаики.
Храм А
Пресс для масла
Мавзолей
Общий вид церкви А с запада. Интерактивными иконками отмечены маслодавильня, храм и мавзолей
Храм А представляет собой не совсем обычный тип церковного здания, хотя план ее ядра выглядит достаточно стандартно для Сирии. Это чуть укороченная трехнефная базилика с 5 парами колонн, соединенных арками, крайние из которых опирались с одной стороны на пилястры. Боковые нефы заканчиваются выводящей наружу дверью со сквозной люнетой, а центральный — выраженной снаружи полукруглой апсидой с усиленными заплечиками и одноярусным синтроном. Интерколумниям (кроме центрального, расположенного напротив двери) в стенах соответствуют огромные арочные окна (1,8 х 3,12 м), забранные изначально железными решетками (возможно, со стеклом); 3 окна в апсиде еще крупнее. С запада к наосу примыкает нартекс, отделенный от него стеной с 3 дверями, по одной в каждом нефе. Над нартексом и боковыми нефами были сделаны хоры, отделявшиеся от центрального нефа колоннами, в т.ч. с запада, и имеющие деревянный пол (в западной части северной стены сохранились каменные кронштейны под балки). Крупные окна были и в стенах хор: восточной (1) и боковых (6): такое обилие и размер окон объясняется, в частности, отсутствием клеристория над центральным нефом. Посередине центрального нефа находился необычной формы амвон, от которого сохранилась база размером 2,88 х 1,92 м с основаниями для западной лестницы и 6 колонок (в настоящее время разбита на части).
С севера и юга к телу базилики, включая нартекс, примыкают — на всю ее длину и даже с небольшим выступом к востоку — одноярусные боковые помещения шириной с боковые нефы, не имеющие входов снаружи. Они разделены на три части: с востока находятся квадратные пастофории с дверью из бокового нефа, посередине — вытянутые компартименты неизвестного назначения с дверью из бокового нефа по центру, с запада, соответствуя нартексу, откуда ведут двери, — квадратные помещения: с северной стороны — деревянная винтовая лестница на хоры, а с южной — баптистерий, с монолитной круглой купелью (диаметр — 2,08 м, высота — 0,65 м), прорезанной внутри кругом с рукавами креста, между которыми снаружи сделаны полукруглые выемки. У них было балочно-стропильное перекрытие, причем в западных, возможно, пирамидальное.
К западу от базилики расположен большой атриум (ок. 30 х 26 м), во всю ее ширину, с единственным входом в восточной части северной стены, куда вела лестница из 7–8 ступенек. Внутри по периметру атриума шла галерея на колоннах. Нартекс соединялся с атриумом тройной аркадой в двух ярусах, по сторонам от которой расположены пилястры-контрфорсы (с выносом ок. 0,5 м), а за ними — двери со сквозной люнетой в первом ярусе и окна во втором. Окна и аркады второго яруса, как и аркады хор имели плиты парапета между колоннами. Каждый неф завершался, согласно Ж. Маттерну, треугольным фронтоном, что указывает, вероятно, на балочно-стропильный характер их перекрытий.
Весь храм был окружен каменной оградой размерами ок. 45 х 65 м, без юго-западного угла, рядом с которым находится квадратный мавзолей, также окруженный каменной оградой. В мавзолее одна дверь и 3 узких окна, а внутри три аркосолия. Он перекрыт пирамидальной кровлей с ложным сводом. Рядом с комплексом храма А имеются прессы для давления масла.
Кладку храма отличает не соблюдение точных масштабов: северная стена длиннее южной на 0,2 м, восточная стена южного нефа шире западной на те же 0,2 м, интерколумнии колеблются от 2,1 до 2,3 м. Храм отличает также скупость скульптурной декорации, сведенной к профилировке баз, карнизов, капителей пилястров и косяков центральной двери. Капители колонной разной формы, но простого исполнения. На капителях восточных пилястров наоса и на мавзолее имеются медальоны с плоскостным изображением креста и шестилепестковой розетки. Базы колонн хор украшены примитивным фигуративным рельефом. Эта скудость рельефной декорации компенсировалась полихромным мозаичным полом из каменных тессер, покрывавшим всю площадь храма (сохранились в пастофориях, баптистерии и северном нефе), кроме нартекса и атриума, вымощенных плитами известняка, из которого построен весь храм.
Функция храма не ясна, в т.ч. и из-за отсутствия надписей (кроме подписей на напольных мозаиках). Внутри ограды храма нет никаких других построек, а название деревни Дейр ас-Салиб фиксируется поздно. Присутствие монументального семейного мавзолея и имен конец на мозаиках южного пастофория предполагает ктиторский характер постройки. Наличие баптистерия, дополнительных помещений, синтрона и особенно необычных для Сирии хор указывает на значимость комплекса, возможно, связанного с почитанием какой-то святыни. Двери в восточных концах боковых нефов, смещение пастофориев в стороны, амвон на колонках и отсутствие повышения пола в алтаре могут указывать на влияние Константинополя. По архитектурным особенностям и стилю мозаики храм А в Дейр эс-Салибе датируется концом V в. Судя по датировке храма Б в Дейр эс-Салибе 604/5 г., активная жизнь продолжалась здесь до начала VII в.
Фотофиксация
Дейр эс-Салиб А
3D модель маслодавильни
Библиография
Mattern J., Mouterde R., Beaulieu A. Dair Solaib. I. Les deux Eglises. II. Mosaîque // Mélanges de l’Université Saint-Joseph. 1939. No. 22. P. 1-48.
Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. Paris, 1947. P. 68, 212, 223.
Chehade K. Deir Sulaib fimadihi wa hadirihi // AAS. 1963. Vol. 13. P. 99-114 (на араб.)
IGLS IV 1383-1385. P. 101–103, 357.
Donceel-Voûte P. Les pavements des églises byzantines de Syrie et du Liban. Décor, archéologie et liturgie. Louvaine-la-Neuve, 1988. P. 61-69.
Schmauder M. Das Mausoleum von Dair Solaib (Dayr as Salib / Deir al-Salib) // Contextus. Festschrift für Sabine Schrenk. P. 360–371.