rac.archeo.ru

центр спасательной археологии института истории
материальной культуры российской академии наук

Реставрация античной архитектуры Южного пригорода Херсонеса

На фото: работы по сборке Колумбария

О проекте

В ходе масштабной экспедиции ИИМК РАН по исследованию Южного пригорода древнего Херсонеса, археологами были открыты и изучены более тысячи уникальных архитектурных сооружений античного времени. Значительная часть этих памятников обладает несомненной высочайшей ценностью и требовала сохранения сооружений. Мущзеефикация in situ в этих условиях была невозможна — высокий уровень воды, текущей по дну древней балки, на склонах которой располагался некрополь Южного пригорода, не позволял надежно законсервировать объекты. Было принято решение о переносе памятников в более безопасное место с возможностью музейного экспонирования.

Разработанные ИИМК РАН цифровые методики архитектурно-археологической реставрации позволили детально зафиксировать все детали античной архитектуры и разработать профессиональные проекты разборки, переноса и реставрации уникальных сооружений.

Общая информация

Этапы реставрации:

  • археологическое исследование памятников
  • полная детальная оцифровка,
  • поэтапная разборка со сканированием каждого архитектурного элемента,
  • разработка реставрационного проекта на основе 3D моделей,
  • очистка, укрепление и реконструкция отдельных элементов,
  • монтаж объектов с учетом проектной документации.

 

В проект реставрации было включено 6 античных погребальных памятников,

В ходе оцифровки объектов отсканировано 4627 блоков.

Общее время реализации проекта — 24 месяца от начала археологического изучения первого объекта до окончательной сборки памятников на территории музея.

Об объектах

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Героон IV века до н. э.

К числу исключительных находок относится Героон — монументальная ордерная постройка, датируемая первой половиной IV века до н. э. Нижняя часть сооружения содержала саркофаг с останками героя, вероятно одного из основателей Херсонеса. Фасад украшал рельефный фриз с амазономахией, а портик служил местом для статуи.

Культы героев в античных полисах появились в геометрическую и архаическую эпохи, с развитием традиций почитания выдающихся граждан. Герооны, помимо почетной функции, часто становились символами коллективной памяти.

Храм в антах IV в до н.э.

Рядом с герооном обнаружен храм в антах — культовая постройка дорического ордера с четырехколонным портиком. Храм, вероятно, служил святилищем для поклонения основателям города. Такие сооружения, архитектурно восходящие к мегаронам архаического периода, обычно находились в центре полисов.

Херсонесский храм, находящийся за пределами городских стен, вероятно, был функционально связан с герооном, формируя единое сакральное пространство.

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Погребальные комплексы I–II века

Южный пригород в первые века н. э. превратился в некрополь с погребальными сооружениями, отражающими синтез местных и римских традиций.

 

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Толос III в.

Толос — уникальный для Северного Причерноморья тип погребального комплекса. Круглая постройка с куполообразной кровлей содержала каменный саркофаг и свинцовую погребальную урну. Прообразом такого сооружения стали этрусские и латинские тумулусы, а их адаптация в Херсонесе свидетельствует о высоком социальном статусе и финансовых возможностях заказчиков.

Уникальность толоса заключается в его архитектурной гармонии и редкости в данном регионе. Аналогичные сооружения практически не представлены в Причерноморье, что делает херсонесский памятник ключевым объектом для изучения влияния римской культуры на окраинах империи.

Гробница-колумбарий III в.

Колумбарий, выполненный из массивных профилированных плит, был предназначен для захоронения членов одной знатной семьи. Его внутренняя структура включает ниши для урн с прахом, а надгробные стелы с эпитафиями и антропоморфными изображениями подчеркивают культурную самобытность херсонесского общества.

Этот тип сооружений был редкостью для римских провинций в Причерноморье, где чаще встречались традиционные формы гробниц. Архитектурные элементы и материалы указывают на высокий уровень ремесленного искусства и богатство владельцев.

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Плитовые гробницы III в.

Каменные сооружения, такие как гробницы Аристона и Анниона, представляют собой массивные ящичные конструкции, сложенные из обработанных плит. Их размещение на подиумах обеспечивало круговой обзор, что подчеркивало статус погребенных.

Эти гробницы демонстрируют синтез позднеэллинистических традиций и архитектуры раннеримского периода. Простота форм сочетается с изысканностью конструктивных деталей, а сохранность отдельных элементов позволяет детально изучать методы кладки и обработки камня.

Экседра-склеп III в.

Экседра-склеп, совмещающая функции ритуальной беседки и семейной усыпальницы, является одним из самых необычных памятников некрополя. Каменные скамьи внутри сооружения создают ритуальное пространство для проведения погребальных церемоний или поминовения.

Фасад экседры обращен к дороге, приглашая путников не только отдохнуть, но и почтить память усопших. Эта концепция общественной памяти типична для эллинистических традиций, но в Херсонесе она получила уникальную интерпретацию.

Внешний вид системы «Археограф» в интерфейсе пользователя QGIS 3.34

Каждый из описанных комплексов демонстрирует высокий уровень адаптации римских архитектурных и погребальных традиций в культурной среде Северного Причерноморья. Их изучение позволяет реконструировать социальную и экономическую структуру общества, а также проследить взаимодействие локальных и имперских традиций.

Для музейного показа эти комплексы представляют исключительный интерес. Их архитектурная сложность и декоративные элементы дают возможность не только воспроизвести материальный облик прошлого, но и рассказать о культурных ценностях, социальных идеалах и ритуалах древнего Херсонеса.

Схема данных БД, лежащая в основе системы «Археограф»

Каждый из описанных комплексов демонстрирует высокий уровень адаптации римских архитектурных и погребальных традиций в культурной среде Северного Причерноморья. Их изучение позволяет реконструировать социальную и экономическую структуру общества, а также проследить взаимодействие локальных и имперских традиций.

Для музейного показа эти комплексы представляют исключительный интерес. Их архитектурная сложность и декоративные элементы дают возможность не только воспроизвести материальный облик прошлого, но и рассказать о культурных ценностях, социальных идеалах и ритуалах древнего Херсонеса.

Реставрация перемещенных музейных объектов

Процесс реставрации и музеефикации погребальных комплексов Южного пригорода Херсонеса включает тщательно разработанные этапы, обеспечивающие сохранность, восстановление и интеграцию объектов в музейное пространство. Этот подход базируется на принципах научной точности, использования современных технологий и уважения к исторической аутентичности.

Часть 1. Научно-исследовательские и полевые работы

На начальном этапе проводится комплексное изучение объектов:

  • Археологическое исследование и оценка сохранности. Проводится детальное обследование объектов, выявляются повреждения, причины их возникновения и степень воздействия разрушающих факторов. Например, для объектов, расположенных ниже уровня моря, это подтопление и вымывание материала.
  • Анализ материалов. Каменные блоки, растворы, металлы и древесные элементы подвергаются химико-технологической экспертизе. Это позволяет определить их физико-химические и физико-механические свойства и подобрать методы реставрации.

 

Технологии цифровой фиксации in situ

  • Геодезическая съемка. С помощью лазерных тахеометров и дронов создается точная карта объектов.
  • Цифровая фотограмметрия. Из тысяч снимков формируется 3D-модель, передающая мельчайшие детали структуры объекта.
  • Обмерные чертежи. На основе цифровых данных разрабатываются планы, разрезы и фасады памятников.

Маркировка и разборка объектов

  • Система маркировки. Каждый элемент отмечается уникальным идентификатором, фиксирующим его положение и ориентацию в структуре памятника.
  • Послойная разборка. Используются неразрушающие методы: блоки извлекаются с минимальным механическим воздействием. Это особенно важно для объектов, подверженных эрозии или растрескиванию.

 

Результат этапа: каждый элемент объекта детально зафиксирован, исследован и подготовлен к безопасной транспортировке.

Маркировка и разборка объектов

  • Система маркировки. Каждый элемент отмечается уникальным идентификатором, фиксирующим его положение и ориентацию в структуре памятника.
  • Послойная разборка. Используются неразрушающие методы: блоки извлекаются с минимальным механическим воздействием. Это особенно важно для объектов, подверженных эрозии или растрескиванию.

 

Результат этапа: каждый элемент объекта детально зафиксирован, исследован и подготовлен к безопасной транспортировке.

Часть 2. Проектирование реставрации: точность и аутентичность

На этом этапе осуществляется комплексная работа по разработке проектной документации, которая становится основой для реставрации.

Создание трехмерных моделей

  • 3D-сканирование. Используются устройства, такие как Artec Eva, которые формируют модели с точностью до 0,1 мм. Эти модели не только передают геометрию блоков, но и фиксируют их декоративные особенности, включая орнаменты и повреждения.
  • Классификация деталей. Все элементы разделяются на группы по их функциям, степени сохранности и необходимости реставрационного вмешательства.
  •  
  • Проектная документация. Трехмерные модели интегрируются в программную среду Autodesk Revit для разработки BIM-моделей и создания архитектурных чертежей. Это позволяет интегрировать архитектурные, инженерные и реставрационные аспекты в единую цифровую среду.
  • Анализ и аутентичность. Проект основывается на принципе анастилоза: оригинальные элементы возвращаются на их исходные места, с использованием традиционных технологий и материалов.

 

Результат этапа: завершенный реставрационный проект с точной спецификацией и чертежами.

Часть 3. Реставрация каменных блоков: бережное восстановление

Реставрационные работы направлены на структурное укрепление и консервацию каждого элемента памятника.

Очистка и удаление повреждений

  • Удаление биопоражений. Грибы, мхи и лишайники удаляются с поверхности камня, так как они ускоряют разрушение материала.
  • Очистка от загрязнений и рыхлого слоя. Используются мягкие абразивы и химические растворы, не повреждающие структуру камня.

Укрепление и реконструкция блоков

  • Инъекционная обработка. В трещины вводятся полиэфирные смолы, которые укрепляют структуру камня.
  • Склеивание фрагментов. Мелкие части блоков соединяются с помощью полиэфирных двухкомпонентных клеев, таких как Tenax. В местах, где необходима дополнительная прочность, устанавливаются анкер-пироны.
  • Структурное укрепление камня производилось с использованием Remmers KSE 300.

 

В общей сложности было отреставрировано более 800 каменных блоков.

4. Восстановление объектов: точность воссоздания

Процесс реконструкции осуществляется на специально подготовленной площадке с учетом геодезических данных и проектной документации.

Монтаж и геодезический контроль

  • Точная сборка. Каждая деталь устанавливается в соответствии с ее первоначальным местоположением. Геодезические инструменты обеспечивают выверку по вертикальным и горизонтальным осям.
  • Кладочные работы. Используется реставрационный раствор на известковой основе, состав которого идентичен оригинальному.

Фиксация этапов работ

  • Фотодокументация. Каждый этап монтажа фиксируется для отчетности и последующего анализа.
  • Создание 3D-моделей кладок. Это позволяет задокументировать положение каждого камня и доказать его соответствие проектным чертежам.

Применяемая методика, широкое использование самых современных технологий в области трёхмерного моделирования и реставрации, применение естественнонаучных методов, позволила не допустить утрату объектов, и поместить их в экспозиционной пространство. Этот метод применён ко всем перемещаемым объектам музеефикации.

Такую-же работу, в общих чертах, наша команда выполнила во ходе работ над проектом реставрации Триумфальной Арки Пальмиры, который получил самые высокие оценки от международного экспертного сообщества и ЮНЭСКО.

Представленный метод восстановления и музеефикации архитектурных объектов, является полноценным фундаментальным исследованием, затрагивающими такие области знания как археология, реставрация, архитектура, музейное дело, и другие.